Чужое мнение: «Матрица» испортила научную фантастику в кино

matrix_header

Как вы относитесь к «Матрице» братьев (тогда еще братьев) Вачовски? Одни считают, что «Матрица» была Последним Великим Фильмом, после чего изобретательность в голливудских блокбастерах пошла на убыль. Другие скажут, что это фильм, навсегда изменивший технологии в кинематографе. Третьи пожмут плечами и скажут, что всё это уже было снято японскими аниматорами.

trinity

А вот исполнительный продюсер сериала «Терминатор: Битва за будущее» и сценарист фильмов «Война миров», «Черная орхидея» и «Аватар 2» Джош Фридман на днях выступил в твиттере с заявлением о том, что «Матрица» попортила кровь научной фантастике.

Оставим за скобками сам факт выступления Фридмана в твиттере (здесь шутка про Карла) и посмотрим, что написал Джош.

«Недавно на встрече студийная чиновница спросила меня, какой сериал на мой взгляд лучше всего показывает фантастику или фэнтэзи. Я переспросил: „Не считая „Игры престолов“?“ Она ответила: „Разумеется, не считая“. Научная фантастика не только труднейший для передачи на экране жанр, но еще огромный по затратам. А набрать хороший рейтинг такому сериалу очень трудно. Требуются детальная визуализация, мир должен быть выстроен как визуально, так и сценарно. Нужно многое разработать прежде чем приступишь к съемкам».

Фридману отвечает сценарист «Ходячих мертвецов» Гари Уитта: «И это странно, потому что фантастика это жанр кино».

И тут Джош Фридман пишет странное:

«Да, потому что фантастика превратилась в экшн. „Матрица“ испортила фантастику, как „Бешеные псы“ испортили независимое кино в девяностых».

Лолшто?

Дальше продюсер считает, что со временем фантастические сериалы будут сниматься с привлечением крутых сценаристов и актеров. «Мне регулярно присылают отличные книги — космические оперы, классику фантастики, но по большей части я думаю: на самом деле никто не хочет это снимать».

Фридману справедливо напомнили про «Из машины» — блестящий фильм Алекса Гарленда об искусственном разуме — но сценарист лишь заявил, что это исключение, подтверждающее правило.

Главная мысль Фридмана: «Матрица» превратила фантастику в жанр, чересчур усердно налегающий на спецэффекты и экшн. Дескать, не видать нам больше «Сумеречной зоны» или «Звездного пути» по телеку. Попутно Джош пнул сериал «Стрела» за то, что подобные сериалы дешево выглядят, но нас интересует «Матрица».

Когда Тринити впервые зависла в воздухе перед офигевшими полицейскими, когда Нео понял, что знает кунг-фу и продемонстрировал Морфеусу свои способности, когда Избранный увернулся от пули Агента — все это в 1999 году заставило зрителей в кинотеатрах подбирать челюсти с пола. Кино не стоит на месте, развивается вместе с человечеством, появляются новые технологии (не все приживаются), режиссеры получают все больше и больше инструментов для выражения своего видения.

neo_bullets

Конечно, если речь идет о блокбастерах, то тут с видением трудно: студии контролируют процесс производства с намерением не только вернуть все вложенные сотни миллионов, но и получить прибыль. После 1999 года здорово изменился кинематографический ландшафт как таковой — все больше и больше студии вкладывались в масштабные многосерийные проекты («Гарри Поттер», «Властелин колец»), запускали сиквелы, освоили комиксы, франшизы — кино все больше и больше стремилось в сторону аттракциона.

Виновата ли в этом «Матрица»?

После фильма Вачовски на экраны выходили такие фантастические ленты, как «Ванильное небо», «Клетка», «Искусственный разум», «Солярис», «Вечное сияние чистого разума», «Праймер» — не сказать, чтоб большинство из них было основано на сложных спецэффектах. Но залогом хорошей фантастики, как и любого хорошего кино, прежде всего является хороший сценарий, что нам и демонстрирует «Из машины». Также отмечу британский сериал «Черное зеркало», который превратил «бытовую фантастику» в реальность и на мой взгляд является одним из лучших образчиков жанра.

blackmirror

Интересно, смотрел ли Джош Фридман «Черное зеркало»?

С точки зрения телевидения, после «Матрицы» фантастика была более чем жива. Эфир рассекал «Баттлстар Галактика», сверкнул и погас «Светлячок», прогремел «Остаться в живых», вернулся «Доктор Кто». «Герои» были хороши, пока не наступил второй сезон. «Грань» прожила пять сезонов. Из относительно новых — «Плохие», «Агенты Щ.И.Т.», «Гримм», «Черное дитя», «Штамм», анимационные «Звёздные войны», в конце концов. Наверное, Фридман скажет, что у этих сериалов была мизерная зрительская аудитория, а если ткнуть пальцем в Lost, окажется, что это тоже исключение из правил.

Ну, не знаю.

Я рылась по сети и нашла статью на filmschoolrejects, где автор тоже недоумевает по поводу слов продюсера. Ежегодно каналы запускают новые и новые сериалы, в том числе и в жанре научной фантастики, а раз это происходит, значит, это кому-нибудь нужно.

В конце концов, Вачовски выдали какой-то бешеный (и неразглашающийся пока) бюджет на сериал «Восьмое чувство» для Netflix. Некоторые критики ругают, но некоторые в восторге.

Считаю, жива фантастика. Она просто ищет новые формы, пробует другие платформы. «Матрица» не испортила жанр. Она лишь задала планку, как в свое время появился звук и цвет. В наше время можно снимать и черно-белое кино и немое. Некоторые получают за это «Оскар».

artist

А я буду ждать релиза сериала «Человек в высоком замке» по Филипу К. Дику от студии интернет-гиганта Amazon. Пилот был изумительный.

Простите, господин Фридман, не согласная я. Все будет хорошо с фантастикой на телевидении. И в кино тоже.