Чужое мнение: «Безумный Макс: Дорога ярости» как героический эпос

mmax16

В очередной раз рубрика «Чужое мнение», но на сей раз наша редакция встает рядом и активно кивает, превращаясь в линейку игрушек-башкотрясов. Мы любим «Безумного Макса» Джорджа Миллера, а для тех, кто жалуется на сюжет, цитируем переводчика и киномана Сергея Козина — поверьте, он на фильмах собаку съел.

mmax1

Многие пишут про «Бешеного Макса»: это, конечно, визуальная феерия, но сюжет тупой. Или сюжета нет. Я не согласен с таким взглядом свысока, поэтому не могу молчать.

На мой взгляд, «Бешеный Макс» — это чистейший, незамутнённый героический эпос. При этом рассказанный лаконично, экономно, просто — но это не значит «примитивно» или даже «легко». Миллер — знаток и поклонник Джозефа Кэмпбелла и его теории о «тысячеликом герое», и путь Макса проходит через все этапы, которые (по Кэмпбеллу) полагается пройти герою эпоса. Даже «обратный путь» — этап, который часто трактуется метафорически — здесь даётся в буквальном смысле: чтобы спастись, герой должен вернуться туда, откуда полфильма бежал. В процессе герой меняется: человек, который твёрдо решил, что впредь надрываться будет только ради себя, чтобы больше никогда никого не оплакивать — нарушает данное себе слово и бросается спасать других. При этом, поскольку эгоизм был его непробиваемой бронёй, в этот момент он броню теряет и становится уязвим — это его осознанное решение, шаг навстречу смерти и перерождению. Он действительно чуть не погибает, выживает чудом, но итог — искупление, призраки прошлого больше его не тревожат. Если это тупо, то в той же степени, в какой туп любой героический эпос.

Тем же путём Миллер ведёт и двух других героев: Фуриоса входит в сюжет, уже приняв роковое решение (поэтому для Макса она и антагонист, и наставник); Накс в начале истории — чистейший антагонист, но и он отбрасывает личные интересы ради спасения других. Причём принимает это решение ещё раньше Макса, и на том, как он к нему приходит, и как Макс к нему приходит, мастерски построен весь второй акт. Фуриозу и Накса тоже ждёт смерть и перерождение: Фуриоза восстанет настоящей Императрицей, а Накс попадёт в долгожданную Валгаллу. Тут каждому своё, но траектории схожи.

То, что всё это рассказано практически без слов, потому что герои не охотники чесать языком — не слабость фильма, а его сила. Так работали мастера немого кино: вместо того, чтобы всё разжёвывать в диалогах, сюжет движется почти исключительно действием. В отличие от очень говорливых марвеловских комиксов, которые конвейером штампуют современные героические эпосы, Миллер не увлекается сложными мотивациями или психоанализом глубокого заложения — но не потому, что он туп. Просто в его постядерном мире ничего этого нет. Мир, как и главные герои, погиб и переродился; стал проще; сорвал с себя наносную шелуху. Остались только кровь, пот и ржавчина; герой и его желание жить; и желание подвига, которое ещё сильнее желания жить.

Все бы так «тупо» писали, вот я о чём.

mmax29