Красная свадьба научфанта: Что случилось с премией «Хьюго» в 2015 году

Премия Хьюго — главный приз в мире научной фантастике и фэнтези. Самый респектабельный и уважаемый. С 1953 года эта железная ракета побывала в руках у Айзека Азимова, Артура Кларка,Филипа Дика и Роберта Хайнлайна. И многих-многих других классиков.

Но за последние 50 лет жанр и его коньюктура серьезно изменились. Теперь в тренде писатели-женщины, писатели-геи, писатели-африканцы. Романы про пост-сингулярность и пост-этику. Про поиск своей гендерной самоидентификации и прочие транс-штуки. Интересные, по сути, вещи, но только незаметно превратившиеся из оригинальных и смелых контркультурных экспериментов в матёрый снобистский мэйнстрим.

Было очевидно, что наступит день, когда кто-нибудь скажет «ну, блядь, сколько можно то?»

И этот день наступил.

sad_puppies_3_patch

Первого февраля этого года два писателя Ларри Коррейя и Брэд Торгерсен выложили в Сеть манифест, где призывали голосовать на следующем Хьюго только за «правильных» номинантов. Белых гетеросексуалов, которые пишут классический научфант про космос. Бунтари называли себя «грустными щеночками» (sad puppies) и предлагали 15 «правильных» кандидатов в 16 возможных номинациях.

Второго февраля в Сети появились еще и «бешеные щеночки» (rabid puppies), которые требовали объявления войны в куда более резкой манере. Используя уловку в правилах церемонии, они собирались с помощью увеличения числа своих сторонников среди голосующих протолкнуть в победители своих кандидатов.

И кандидаты «щеночков» реально прошли в шортлист.

Все давно понимали, что Хьюго уже много лет обычный коньюктурный цирк, но от такой наглости редкостно опешили. Народ стал на полном серьезе готовиться к войне. Многие фанаты, которым было все эти годы глубоко насрать на эту премию, впервые купили за 40 баксов аккредитацию на Worldcon в городке Спокейн, штат Вашингтон, чтобы принять непосредственное участие в подлинном гиковском Армагеддоне.

На кону была судьба научной фантастики. Если щенки победят, то будущее за твердым сайфаем, если проиграют — будем и дальше читать про геев в сингулярности. Даже Джордж Мартин подлил масла в огонь, заявив в блоге, что это несомненно будет самая судьбоносная ночь не только в этом году, но и в истории всего фестиваля.

Masquerade participants wait to go on stage.

И вот в минувшую субботу эта ночь состоялась. Приехало в Спокейн фанатов, почти в два раза больше чем обычно. Говорят, все ходили весь вечер по зданию и подозрительно зыркали друг на друга, выискивая «щеночков». Боялись.

«Щеночки», в итоге, проиграли. Во всех литературных номинациях. Но это была такая победа, после которой полководец Пирр молча бы повесился. Дело в том, что в пяти номинациях, где щеночки доминировали чуть больше чем полностью, лобби проголосовало за вариант «НИКОМУ НЕ ВРУЧАТЬ».

Впервые с 1977 года. И в пяти, черт побери, номинациях.

Как сказал потом лидер «бешеных щеночков», наши враги использовали «тактику выжженной земли», а это говорит о том, что они вусмерть перепуганы и совершенно не верили в собственную победу. То есть, фактически, победили мы.

А теперь давайте подробно расскажем про людей, которые попытались перевернуть в этом году фантастику с ног на голову. Или точнее — с головы на ноги.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

38-летний бухгалтер из штата Юта Ларри Коррейя. В прошлом — ганофил и хозяин оружейной лавки, в настоящем — успешный писатель. «Грустных щеночков» он придумал три года назад, взяв центральный образ из навязшей в зубах телерекламы, где певица Сара Маклахлин с печальным псом на руках вещала про Общество по защите животных от насилия.

Почему придумал? Потому что сегодня в шортлисте Хьюго доминируют почти исключительно борцы за социальную свободу (Social Justice Warriors), которые регулярно ставят политику выше качества книги.

sarah

Не исключено, что триггером к нынешней «щенячьей» кампании стала победа в прошлом году двух произведений. «Лучший рассказ» — «The Water That Falls on You From Nowhere» Джона Чу. И лучший дебют — роман «Ancillary Justice» Энн Лекки. В первом — герой решает рассказать своей традиционной китайской семье о том, что он гей, после того как на Земле появился новый феномен: когда ты врешь — на тебя с неба льется вода. Во втором романе дело происходит в будущем, где нет различия полов, но при этом абсолютно все герои называются не иначе как «she».

Мы просто устали от этой бесконечной нравоучительной проповеди, которая царит в современной фантастике, говори второй лидер «грустных» Брэд Торгерсен, поэтому хотим вернуть жанру прежний fun.

Торгерсен — действующий старший прапорщик, сейчас снова служит по контракту на Ближнем Востоке. Два раза выдвигался на Хьюго и один раз — на премию Джона Кэмпбелла.

У меня когнитивный диссонанс, говорит Торгерсен, когда фанаты научной фантастики постоянно говорят «мы за качественную литературу», а потом вдруг перед голосованием — «здесь среди номинантов есть азиат-гей, он выражает мысли стольких людей своей ориентации…. давайте отдадим ему приз». Ну, и где, спрашивается, тут непредвзятое мнение?

Торгерсен неоднократно говорит: я женат больше 20 лет на афроамериканке и мне не нужно постоянно читать лекции про расовые проблемы — я уже в теме по уши. Но ведь стоит возразить и тебя сразу обвиняют в узости взглядов. Ребята, повторяю — мы за качественную фантастику. И точка.

Но этого мало. Щеночков постоянно называют сексистами, расистами, гомофобами и просто фашистами.

larry-correia

И в первую очередь, по вине их временного союзника из лагеря «бешеных щеночков».

Основатель «бешеных» — 46-летний либертарианский блогер Теодор Бил, известный как «Vox Day» (типа «Глас Божий»), которого журнал Wall Street Journal однажды назвал «самым презираемым писателем в современной фантастике». И Билу это жутко понравилось, ведь он вообще не считает себя писателем.

В прошлом — музыкант-электронщик из проекта Psykosonik, в нынешнем — успешный гейм-дизайнер. Еще — сын известного политика из партии республиканцев, который сейчас отбывает срок от уклонение от налогов.

Vox-Day

Но в первую очередь Теодор Бил — интернет-тролль сотого уровня. Его дао — это разрушение и хаос. Если кого-то уколоть в Сети, то больно.

Из интервью.

— Вы назвали у себя в блоге писательницу Джемисин «образованной, но невежественной дикаркой».

Я сказал это не потому что она черная. Просто был уверен, что это её взбесит и она еще лет десять будет бегать кругами и кричать «расист! расист!»

Ну, разве вам не кажется, что слово «дикарь» по отношению к Джемисин может звучать особенно оскорбительно?

Зачем искать второе дно? Я же сейчас живу в Европе и вижу местных. И прекрасно различаю афроамериканцев и, например, африканцев. Местные — срут прямо на унитаз. И водопроводом пользоваться не умеют? И вы что не станете называть их дикарями?

К слову, у Джемисин три номинации на «Хьюго». Одна из них — за её первый роман — The Hundred Thousand Kingdoms — про матриархальное общество женщин-воительниц с коричневой кожей. Джемисин описывает свой конфликт с Билом следующим образом.

Сначала он пишет «Этот человек и не человек вообще», после чего с легкостью открывает комменты с фразами типа «Эту суку надо под поезд бросить». Типичное трусливое поведение белого супремациста, который боится попасть в тюрьму, поэтому гадит в Сети.

Возможно, в этом была главная ошибка «грустных», что они позволили Билу выехать на хвосте их кампании. Теперь им приходится самим отмываться от его выходок, наглядно дистанцируя себя от «божьих» акций. Представьте, говорит Коррейя, что я — Черчилль, Торгерсен — Рузвельт, а Бил — это Сталин, который в текущий момент внезапно оказался на нашей стороне. Если он теперь отвалится от нашего движения, то уже ничего не изменится.

Бил говорит об этом иначе. Я хочу оставить на месте «Хьюго» большую дымящуюся дыру. Выиграем мы или нет — не важно. Вся эта акция — это большое FUCK YOU в адрес коммуны. Я знаю, многие гики будут рады наблюдать как их маленький мирок сгорит дотла. Администрация Хьюго, уверен, постарается внести на следующий год изменения в уставы, но этим дело не кончится. У меня на данный момент есть уже 390 преданных миньонов, которые продолжат разваливать систему и на будущий год, и после него.

Культурная война идет в этом году в Америке на всех уровнях. Дискуссии про место женщины в видеоиграх, замена в комиксах бога Тора женщиной, а Капитана Америки — афроамериканцем, споры вокруг места героя Тома Харди в фильме про Безумного Макса.

И вот теперь хьюговский Паппигейт.

3665682-tumblr_mm8vs4gouw1sp6labo1_500

Моя стратегия в этой войне, говорит Бил, это «гамбит Ксанатоса». Чтобы противник не сделал — он проигрывает. Боссы Хьюго не постеснялись показать, что премия сейчас до чертиков политизирована и в конец деградировала под всем этим левацким дискурсом. Также я уверен, что и большинство «грустных» теперь тоже перейдет на «бешеную» сторону.

Война продолжается и единственная фраза, которую мы теперь слышим:

— BRING MORE PUPPIES!!

P.S. Надо заметить, что один кандидат «щенков» Хьюго в этом году все же урвал. Но только не литературный кандидат, а фильм Guardians of the Galaxy.

Мы в Facebook: https://www.facebook.com/redrumers
Мы Вконтакте: https://vk.com/redrumers
Мы в Twitter: https://twitter.com/theredrumers

Красная свадьба научфанта: Что случилось с премией «Хьюго» в 2015 году: 19 комментариев

Добавьте свой

  1. «На кону была судьба научной фантастики. Если щенки победят, то будущее за твердым сайфаем, если проиграют — будем и дальше читать про геев в сингулярности»
    Ребята, это шикарно

    Нравится 1 человек

    1. Хотелось бы их сначала прочитать. Если не получится в ближайшие пару недель — тогда сделаем пересказ с чужих слов.

      Нравится

  2. Геи с сингулярности успели приесться, давайте вернем старые добрые боевики про фашистов в космосе, уничтожающих целые миры во имя человечества.
    Современную тематику фантастики надо перерасти, щенята же предлагают убежать в уютное детство и там сосать палец под заставку Бака Роджерса.

    Нравится

    1. Фашисты это конечно не весело, но книжные фашисты по крайней мере используют упомянутую сингулярность в своей антигуманной деятельности, причем чаще всего по назначению.
      Социальной фантастикой тоже прикрываться не надо-автор в этой области, чьи книги при издании не запретят специальным решением ООН, не заслуживает такого внимания. Настоящую социальную фантастику нигде не издают. поскольку темы которые она поднимает-это то за что ныне молча заливают бетоном.

      Нравится

      1. Да-да, а авторы фантастики про трансвеститов свою домашнюю работу не делают, ага. Питер Уоттс как то умудряется совмещать научную базу и героев изгоев. Грег Иган тоже свой хлеб ест совсем не зря.

        Нравится

    2. >Давайте вернем старые добрые боевики про фашистов в космосе, уничтожающих целые миры во имя человечества.
      Хотет.
      А если серьёзно, то скорее проблема в навязывании тренда и более того, в нетерпимости его отрицательной оценки.

      Нравится

      1. >Хотет.

        Warhammer 40K. Сколько угодно.

        >А если серьёзно, то скорее проблема в навязывании тренда

        Ну да, как же еще с таким бороться кроме того как лезть куда не просят и торпедировать голосование? Что дальше? Жечь покрышки и ездить вокруг Хьюго на джипах с автоматами, раз они у них есть?
        Так трудно основать свою премию «Золотой бластер» и вручать «своим» авторам, надо соседу в клумбу насрать.

        Нравится

      2. Так ведь Хьюго — это премия в области ФАНТАСТИКИ, а не GENDER ISSUES. Поэтому и щенки не на чужую клумбу срут, а протестуют (более или менее приемлемым способом) против того, что их с общей клумбы выгнали, а тематику премии подменяют.

        Нравится

  3. Статья целиком сделана из однобокого искажения фактов в пользу SP/RP, от описания Ancillary Justice (женский род для людей — всего лишь особенность языка, на котором разговаривает большинство персонажей, не особенно необычная вещь даже сейчас и никак не одобряется текстом) до поведения «щеночков» (беспочвенные обвинения в заговоре и оскорбления администраторов премии и предыдущих победителей, постоянная ложь и попытки переписать историю).

    Я думал, после воскресенья будет полегче, но умудрились снова разозлить.

    Нравится

  4. Красота. Прочитал с удовольствием, бринг мо паппиз адназначна! Давно уже пора всю эту пздбртию до тла, а после построить заново. И это не только хьюги касается.

    Нравится

  5. «Если щенки победят, то будущее за твердым сайфаем, если проиграют — будем и дальше читать про геев в сингулярности». — Вообще-то номинанты «щенков» к твердому SF не имеют в принципе никакого отношения. Они номинируют исключительно людей из своего круга, а пишут самые обыкновенные боевики в условно фантастическом антураже, которых в год выходит штук по 50, где о научной достоверности заботятся в самую последнюю очередь, и которые даже в 50-60-е годы были никому особо не нужны, Уж точно там нет ни новых «Свиданий с Рамой», ни «Звездных десантов», ни даже «Миров смерти». (Кстати, что характерно номинант, который как раз подходил под условный новый «Звездный десант», Марко Клоос, с его военным космическим НФ «Terms of Enlistment», когда понял, почему попал в номинацию, свою кандидатуру просто снял с голосования). Взять, к примеру, Кевина Андерсона. У нас издавалась его трилогия «Игроземье», которая никому даром не сдалась ни там, ни здесь, или куча продолжений «Дюны» Херберта. Его нынешний роман — это ничем не примечательный текст даже на уровне сюжета, не говоря уж о чисто литературных качествах. Книг сходного качества в том же 2014 году было много, а в этом году еще больше.
    Тот же вопрос можно отнести и к Батчеру. В этом раунде «Хьюго» был номинирован 15 (!) роман из цикла «Досье Дрездена». Пятнадцатый! Ничего не имею против Батчера, но что в этом романе уникального и лучшего? Премия же по определению должна отмечать какие-то особенности, что-то выдающееся и уникальное, а добротного профессионально сделанного городского фэнтези за последние годы в западной фантастике до черта и больше. То есть сразу напрашивается вопрос, а почему Батчер? Почему не Ричард Кадри, не Пол Корнелл, не Джонатан Ховард, не заслуженный Саймон Грин, не Бен Ааронович, и не Кевин Хирн? Книги этих авторов примерно одного уровня, с одним рейтингом, кто-то хуже, кто-то лучше, приятное чтение, ну и все, пожалуй. И никакого отношения ни к НФ в принципе, ни к социальной фантастике Батчер не имеет.
    Теперь про геев в сингулярности. Если посмотреть даже не номинантов, а просто победителей Хьюго за последние десять лет (чего автор статьи явно сделать не удосужился), мы найдем только одну книгу, которая хоть как-то проходит по теме Сингулярности, и это «Конец радуг» Винджа, фантастика ближнего прицела, действие которой происходит в 2025 году, та самая хард-НФ, которую по словам автора статьи возрождают «щенки».
    Теперь по другим победителям за последние десять лет:
    2005 — Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл». Кому лень читать толстую книжку, может сериал посмотреть. Ни геев, ни сингулярности.
    2006 — Роберт Чарльз Уилсон «Спин». Абсолютно традиционная НФ в духе «золотого века» с вполне понятными героями, нашими современниками и вполне традиционными отношениями.
    2007 — Вернор Виндж «Конец радуг». НФ ближнего прицела, причем главный герой еще и родился в 20 веке, очень у него «непонятные» нам проблемы
    2008 — Майкл Чабон «Союз еврейских полисменов», альтернативная история/нуар детектив (стилизация в русском переводе утрачена вместе с оригинальным суржиком, на котором говорят главные герои). Опять же ни геев, ни трансгендера, ни Сингулярности
    2009 — Нил Гейман «История с кладбищем». Без комментариев
    2010 — Мьевилль «Город и Город»/Бачигалупи «Заводная» — фантасмагорический детектив о противостоянии Запада и Востока с крайне неоднозначными выводами и социальное постапокалитическое НФ ближнего прицела, в котором, несмотря на то, что одна из героинь — робот-секс рабыня, а дело происходит в Таиланде места для разговора о гендере и нетрадиционных половых отношениях не нашлось
    2011 — Конни Уиллис, дилогия «Blackout/All Clear» — огромный роман, механически разбитый на два тома, о путешествии во времени людей из 21 века в Лондон 1940 года, больше напоминающий сериал «Война Фойла» с временными парадоксами, богато выписанным историческим антуражем и (сюрприз для тех, кто думает, что вокруг одни леваки) консервативным христианско-религиозным месседжем, впрочем, поданным довольно тонко.
    2012 — Джо Уолтон «Among Others» — волшебная сказка/роман взросления, похожая на Геймана с мощнейшим ностальгическим флером, чей успех среди читателей чем-то сродни успеху романа «Первому игроку приготовиться» Клайна с той разницей, что Клайн больше любит компьютерные игры, а Уолтон — книжки. Опять же ни Сингулярности, ни геев.
    2013 — Джон Скальци «Люди в красном» — в основе приключенческая пародия на Стар Трек и фантастические блокбастеры. Ну вы поняли, чего там опять нет
    2014 — Энн Лэки «Слуги правосудия». Самое забавное то, что «Слуги» — это очень традиционная книжка, такая классическая космоопера где-то даже в духе «Звездных войн», а главный момент с местоимениями объясняется не тем, что «нет различия полов, но при этом абсолютно все герои называются не иначе как “she”, а в своеобразии образа мышления и языка главной героини. Она — часть коллективного разума корабля, женщина, которой стерли память, и которая теперь на все смотрит сквозь призму корабля и своего языка, причем корни этого идут от того, что любой корабль в английском языке испокон веку носит местоимение «she». Различие полов в будущем мире есть, что-то типа нежных чувств (ну, насколько может) главная героиня испытывает к мужчине (Seivarden was male), ну и так далее. Все это можно было легко уяснить, прочитав книжку, изданную на русском языке, но автору статьи было, естественно, некогда. Итак смотрим: за десять лет 5 НФ, 3 фэнтези, 2 детектива. Ни одной постсингулярности (ее даже у Винджа намеком), Никаких «поисков гендерной самоидентификации и прочих транс-штук». Даже у Лэки нет никакой постэтики, героиня пытается обрести собственную память и отомстить за предательство и гибель собственного корабля и командира — ну очень «непонятные» проблемы. Распределение лауреатов по гендеру и цвету кожи: 7 белых мужчин, 4 белых женщины. Максимум, что можно предъявить лауреатам в контексте программы «щенков» в том, что все это не боевики, но тут можно заметить, что все книги классического «золотого века» НФ, начиная с 50х годов по сути тоже не боевики, начиная от Азимова и заканчивая Хайнлайном.
    То есть элементарно нет проблемы, о которой говорят «щенки» и автор статьи. И прежде чем чего-то писать и заявлять, надо было немного ознакомиться с вопросом хотя бы на уровне победителей, чего автор сделать не удосужился.

    Нравится

    1. Историю не всегда пишут победители, но еще иногда, например, я.

      На самом деле, большое спасибо за ваш комментарий. Теперь можно будет показывать его тем, кто захочет “углубиться” в вопрос. Беда лишь в том, что он тоже получился очень однобоким. Вы рассматриваете только романы и, в основном, романы-победители, а ведь там 16 или 17 номинаций каждый год в различной форме.

      Вообще вся эта история именно про это — про туннельное мышление. Каждый видит свой кусок проблемы и считает что видит достаточно. Чем больше этот кусок (а он, на самом деле, у любого не очень то и большой) тем больше уверенность, что твое видение проблемы — правильное. И тем меньше самоиронии. Думаете, 5000 человек, которые голосовали, прочитали больше 2-3 книг? Сильно сомневаюсь. Они все пришли на холивар.

      А ведь есть еще такая штука как вкусовщина. Она вообще ослепляет.

      Нравится

      1. Карты «давайте будем терпимыми» и «не все так просто» надо было разыгрывать до написания бравурной статьи в стиле «Наши ломят, гнутся шведы».

        Нравится

  6. А ну и вот это: «The Hundred Thousand Kingdoms — про матриархальное общество женщин-воительниц с коричневой кожей.» — это настолько далеко от истины, насколько может быть. Матриархального общества в книге нет: семейством Арамери, которое в книге управляет вообще всем, правит дед главной героини. Она сама полукровка по книге, но в самом тексте этот особо не отыгрывается, ну и сама книжка даже в принципе не про женщин-воительниц, там сильные женские персонажи, но мелодраматических пассажей гораздо больше, чем боевых.

    Нравится

  7. >С 1953 года эта железная ракета побывала в руках у Айзека Азимова, Артура Кларка,

    Особенно забавно, что многие знавшие Артура Кларка утверждают, что он гей (https://en.wikipedia.org/wiki/Arthur_C._Clarke#Sexuality) И в качестве железобетонного маяка сурового хардового сай-фая, написанного белым бородатым гетеросексуалом, он выглядит забавно. Все-таки эта статья — источник бесконечного батхерта =)

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: