Ошибается ли Квентин Тарантино насчет голливудских блокбастеров?

tarantinoo

Критик Эрик Кон с сайта IndieWire ознакомился с интервью Квентина Тарантино и решил, что режиссер абсолютно неправ в своем отношении к блокбастерам. Не перевожу статью, даю выжимки из нее со своими комментариями.

Многие из вас читали наш перевод интервью, которое Тарантино дал Лэйну Брауну из New York Magazine. В нем режиссер вскользь коснулся своей неудачи, вспоминая «Грайндхауз», а когда разговор зашел о пророчестве Спилберга и Лукаса, а также о его отношения к вытеснению недорогих фильмов блокбастерами, отмахнулся со словами: «Такое говорят каждые шесть лет».

Эрик Кон считает, что Тарантино просто не помнит, о чем на самом деле был разговор Спилберга и Лукаса. Режиссеры не просто предрекали конец кинематографа в том виде, в котором он есть сейчас. Они еще и рассказывали о то, что снимать фильмы, не ориентированные на широкие массы, становится все сложнее.

Уж если сам Спилберг с трудом нашел деньги на «Линкольна» — это проект едва не оказался на канале HBO из-за полного отсутствия интереса крупных студий — то что говорить о постановщиках рангом ниже? Человек, который изобрел блокбастеры, сейчас сокрушается о том, что они подавляют небольшие проекты, чья жизнь в прокате ограничивается даже не неделями, а днями.

Тарантино никогда не сталкивался с такой проблемой, считает Эрик Кон. Его карьера расцвела под покровительством студии Miramax, а в дальнейшем The Weinstein Company. Ему никогда не нужно было беспокоиться об окупаемости, его кино всегда ждут, а если уж его фильм и станет успешным в коммерческом плане (как «Джанго», собравший почти полмиллиарда долларов в мире), то это всего лишь вишенка на торте.

Вероятность появления по-настоящему удивительных и оригинальных фильмов, снятых с размахом, уменьшается с каждым годом.

То есть, Кон по сути выставляет Тарантино таким ультимативным режиссером режиссёрычем, который снимает авторское кино, находясь всегда в комфортных условиях, не бегая по продюсерам с вытянутой рукой. У Квентина за спиной армия фанатов и синефилов, каждое его кино вызывает кучу интереса задолго до релиза. Но при этом, пишет Кон, Тарантино максимально ограничен в своих отношениях с рыночной системой американского кино. Иными словами — он не может адекватно воспринимать происходящее в кинобезнесе, находясь на своем месте.

«Многие другие американские режиссеры сочтут себя счастливчиками, если сумеют снять хотя бы один крупный фильм на своих условиях. Впечатляет аномалия картины „Безумный Макс: Дорога ярости“, в которой режиссер Джордж Миллер отдает честь практически каждому аспекту киноязыка. Эта лента появилась спустя 20 лет после того, как режиссер изначально хотел снять фильм. Пожалуй, это главный пример авторского кинематографа, существующего в рамках модели франшизы. Такое достижение было возможно отчасти благодаря тому, что у Миллера оставались права на „Макса“, но тем не менее, создается ощущение, что это лишь счастливая случайность».

Кон отмечает, что доминирующая сегодня в прокате система тентполов (это фильмы с большим бюджетом, призванные обеспечить студии крупной прибылью) вынуждает снимать кино быстро и дорого, а содержимое превращать в аттракцион.

«Большое везение, когда на фоне неповоротливых „Мстителей 2“ появляется легкий и комедийный „Человек-муравей“. Вероятность появления по-настоящему удивительных и оригинальных фильмов, снятых с размахом, уменьшается с каждым годом. Хорошо если вы Кристофер Нолан или Алехандро Гонсалес Иньярриту, но в противном случае перспектива спродюсировать свежее кино с большим бюджетом практически отсутствует. И это не инсайдерская инфа. Посмотрите, что идет в кинотеатрах».

В доминировании тентполов в прокате нет ничего нового — об этом Тарантино говорит, отмечая фильмы про Джеймса Бонда или «Планету обезьян». Сейчас эта модель настолько укрепилась, что подвинуть ее уже невозможно. Студии планируют свои релизы на многие годы вперед — мы будем регулярно получать супергероев от Marvel и DC, «Звёздные войны», экранизации видеоигр, подростковых бестселлеров. И даже если в американском прокате фильм пройдет неважно, он может найти своего зрителя за рубежом — смотрите, как «Терминатор: Генезис» выстрелил в Китае (почти 40 миллионов долларов за два дня проката!), а «Фантастическая четверка», собрав всего 50 миллионов в США, уже приближается к сотне за границей. Продолжения последуют, не сомневайтесь.

«Руководство студий все меньше печется об оригинальности. Их больше заботит вопрос, как отлепить зрителей от компьютеров и затащить в мультиплексы. И тут мы подходим к самой большой проблеме в предположении Тарантино. Он утверждает, что ничего не изменилось. Но это не так. Сама суть кино настолько изменилась, что попытки снять нечто отличное от большого фильма, не встречают массового одобрения».

Хочешь снимать собственное кино — забудь про студии.

Тарантино нахваливает фильмы братьев Дюпласс, но он вряд ли задумывается, как они были сняты. «Сайрус» стал результатом сложнейших отношений со студией Fox, тогда как очаровательная комедия «Джефф, который живет дома» был снят на Paramount. В отличие от Тарантино, Марк и Джей Дюпласс не имеют продюсера-покровителя, выделяющего бюджеты на их картины.

Кон справедливо напоминает, что Дюпласс создали собственную независимую кинокомпанию The Do Deca Pentathlon, чтобы отмежеваться от мейджоров. Они продюсировали микробюджетные фильмы «Шесть лет» или «Мандарин» (этот был вообще снят на iPhone) и тесно сотрудничают с Netflix. Но самое главное, братья Дюпласс следуют путём, набирающим популярность у режиссеров, которые не могут найти себя в студийной системе: работают на телевидении (снимают сериал «Вместе»).

Многие режиссеры независимого кино экспериментируют с жанрами — например, Квентин упоминает мамблкор, но он не получил и доли того успеха, который пришелся на его собственные дебютные фильмы.

«Хочешь снимать собственное кино — забудь про студии. А на протяжении всей своей карьеры Квентину Тарантино никогда не приходилось сталкиваться с этой проблемой. Он принципиально держался в стороне от франшиз, и от любых проектов, которые не вписывались в его видение. Но из современных режиссеров такую роскошь могут позволить себе считанные единицы. Чтобы заработать, некоторые соглашаются на студийные предложения. Джон Уоттс, снявший отличную черную комедию Cop Car, будет снимать новый фильм франшизы „Человек-паук“, и я сомневаюсь, что ему удастся сохранить свой личный творческий подход к материалу. Трудно представить, что будет с Колином Треворроу, когда он после своего блистательного фильма „Безопасность не гарантируется“, сняв „Мир Юрского периода“, окажется в машине „Звёздных войн“. За три месяца до того как он занял пост режиссера 9-го Эпизода, Колин в интервью говорил, что хочет снять оригинальный фильм. Не вышло».

Резюмируя материал Кона, могу сказать, что Тарантино действительно уникальное явление в Голливуде. Автор, стоящий особняком от студийной системы, снимающий кино только так, как он хочет сам, получающий поддержку взрастивших его продюсеров (братьев Вайнштейн), он никогда не сталкивался с трудностями, которые подстерегают большую часть его коллег. Можно вспомнить историю Кевина Смита, которого последнее время бросает от комедии с Брюсом Уиллисом до телесного хоррора «Бивень». Через некоторое время он снова будет снимать «Клерков» и даже сиквел «Тусовщиков из супермаркета», но приходится с грустью констатировать, что авторский почерк Смит потерял где-то лет 15 назад. Тогда-то как раз Голливуд и начал свою трансформацию, оставляя позади неприбыльные драмы и комедии, расчищая дорогу блокбастерам.

Но!

Что смотреть, все равно решаем мы — зрители. Мы голосуем рублем, долларом, евро, йеной и прочими деньзнаками. И от нас зависит, что будет в кинотеатрах в ближайшие годы.

Мы в Facebook: https://www.facebook.com/redrumers
Мы Вконтакте: https://vk.com/redrumers
Мы в Twitter: https://twitter.com/theredrumers