Crossed +100 или лучшее — враг хорошего

cover

На самом деле, и Алан Мур, и Гарт Эннис, создатель вселенной Crossed, оба они приятели, знакомые по общему месту работы на Avatar Press. Поэтому ничего удивительного в ситуации, когда один вдруг предложил другому поучаствовать в проекте, а тот согласился, и первый радостно закатил глаза и выдал панегирик в духе: «это все равно, как в твою группу пришел играть Джимми Хендрикс», попросту нет. Дело-то вполне житейское. В конце концов, слон в посудной лавке — это ведь тааак интересно.

Как видно из названия, к событиям каноничной линейки «Перекрещенных» (никакие они не «крестоносцы», которые по-английски crusaders, и даже не «крещенные», что baptized или christened) Мур прибавил сто лет, и мир вокруг уже и дивный, и новый, — так сразу и не признаешь. Blood rush «перекрещенных», вокруг которого строилась вся предыдущая драматургрия вселенной, уже давненько закончился: мало кто из психов пережил хотя бы пару зим, не говоря уже о нескольких десятках. Конечно, где-то они еще по-прежнему существуют, и встреча с ними столь же опасна, что и прежде, но «где-то» — это те места, которые выжившие уже давно приноровились обходить стороной.В свою очередь, сами выжившие обитают в небольших городах-государствах, раскиданных то там, то здесь, огороженных со всех сторон частоколом и валом «егозы», — этакие новые американские пионеры, баквудсмены и скваттеры; этакое освоение Запада 2.0.

В центре читательского внимания группа сталкеров, чья задача — сбор ценных книг и материалов, т.н. интеллектуального фонда человечества. Девушка с говорящим именем Фьючер (Future) Тейлор есть её глаза и уши, и нарративный голос героини — единственный, что читателю предлагается. К слову, группа передвигается на большом и жутком ублюдке, который будто только вчера сбежал из автопарка «Безумного Макса» — он нечто среднее между тепловозом и боевой фурой.madmax

Во время одной из таких своих вылазок отряд вдруг обнаруживает две совершенно непонятных, даже шокирующих для себя вещи. Во-первых, они сталкиваются с группой «перекрещенных», чья речь не ограничена одними только междометиями и ругательствами. Во-вторых, следом за этим они находят их же странное мольбище: альков с фотографией неизвестного мужчины, окруженного свечками и горсткой соли. Ни о чем подобном никто из них раньше не слышал, и Фьючер сотоварищи решают выяснить природу этой аномалии в поведении «перекрещенных». В конце концов, что это, если не прямая им, людям, угроза?shootВпрочем, надо честно сказать, что на протяжении всей шестиномерной муровской арки сюжет стыдливо прячется где-то в кустах, раскручивая свой маховик со скоростью весьма неуместной и непривычной среднему читателю Crossed. Какая-никакая интрига появляется лишь к пятому выпуску, а настоящий интерес так и вовсе только к шестому, на самом-самом его излете. Многого ждать точно не стоит.

Взамен Мур предлагает читателю покорпеть над его видением постапокалиптического мира. Причем «покорпеть» — никакое не преувеличение: поскрипеть мозгами читателю действительно потребуется. Персонажи разговаривают на довольно странном языке, который, надо полагать, за сто лет свои структурные и смысловые конструкции слегка подрастерял, и теперь полон разных новых эвфемизмов, идиом и прочих фразеологизмов, усложняющих (своим примитивизмом, в первую очередь) его восприятие. Например, sculling есть ничто иное, как «думаю», а sex — замена широко употребимому fuck и его многочисленных производных. Добавьте ко всему прочему океан заблуждений, обитающий в голове новых «варваров», интернет-абревиатуры вроде AFAI(W)K, слэнг и традиционный уже для автора особый код из цитат и просто символических триггеров на все-все-все, от Толкиена до Шекли, и чтение и вправду выходит крайне непростое, кропотливое, неоднозначное. Здесь, впрочем, нужно сразу отметить, что это уже традиционная болезнь проектов Мура для Avatar Press: здесь его форма давно уже превалирует над содержанием со всеми вытекающими отсюда последствиями, как правило, отрицательными.

tolkien

Рисунок Габриэля Андрадэ более, чем достойный, — «олдскульный», как его назвал сам Мур, — и прекрасно иллюстрирует все происходящее на страницах. По старой практике «аватаров», всё здесь представлено без каких-либо купюр: кровь, секс, насилие во всех их проявлениях и подробностях. Как говорится: не мы такие, жизнь такая.nude

В заключении о том самом слоне в посудной лавке. Пожалуй, что более точной аналогии для этого эксперимента подобрать невозможно, при чем с самого его начала. При всей гениальности оригинальной серии Энниса, в сути своей она довольно проста (но не пуста, это ни в коем разе) и той же простоты к себе и требует. Ей не нужен свой особый глоссарий, выпуски без единого «перекрещенного», высоколобой посевной из цитат и всего прочего, что предложил вселенной Алан Мур, и чем вне её он прекрасно и мастерски владеет. Все это здесь просто не умещается или, точнее, не уместно. Как не уместен в бакалее слон, особенно такой творческой величины и характера, как Алан Мур. Авторский почерк и стиль — хорошие, правильные штуки, но не тогда, когда затеняют собой все остальное.

При всем при этом надо сказать, что надежда на то, что история (довольно интригующая и свежая в своем финале) еще вырулит куда (и главное, как!) надо остается. Пусть Саймон Спурриэр и не годится Муру даже в подметки, однако, при всех своих профессиональных недостатках (многословие — худшее из них), он вполне способен вернуть серии и утерянный ритм, и фокус, и узнаваемость. В конце концов, хуже-то уже точно быть не может.

Мы в Facebook: https://www.facebook.com/redrumers
Мы Вконтакте: https://vk.com/redrumers
Мы в Twitter: https://twitter.com/theredrumers