За горизонтом «Марсианина»

Признаться, долго не мог решить, как подступиться к этому тексту. Писать рецензию на «Марсианина» я искренне не хотел: время прошло, да и сами по себе рецензии не являются для нас самоцелью и главной задачей. Мы пишем про фильмы/комиксы/игры/книги потому что хотим рассказать про них. Не разбор ради разбора. Если после прочтения текста кто-то решит посмотреть/прочитать/поиграть/почитать, можно считать что мы все правильно сделали.

Тем не менее, обходить стороной новый фильм Ридли Скотта я тоже не хотел. «Марсианин» настолько активно начал собирать критику, что я искренне удивился про себя: а мы вообще один фильм смотрели? Так что перед вами не рецензия, это точно. Тут не будет описания сюжета, тем паче вы наверняка уже успели выучить его наизусть (астронавт-один-на-Марсе-должны-спасти), как не будет и указания про актерскую игру (*шепотом* тут все отлично), операторскую работу и прочее, что обычно оседает в рецензиях. Скорее я хотел поговорить о том, про что этот фильм, и почему это не очередная проходная голливудская поделка.

Перво-наперво, чем «Марсианин» не является. Некоторые зрители моментально нацепили на него ярлык «кино про выживание». И на первый взгляд, вполне заслуженно: персонаж оказывается в опасной и недружелюбной среде и должен приложить все свои усилия чтобы остаться в живых. Хотя, на самом деле, кино не про выживание. Марс в фильме не опасная среда — необитаемая, да, но не недружелюбная. Земля не раскрывается под ногами Мэтта Дэймона сама собой, словно планета пытается его поглотить. Другими словами, окружающая среда не вставляет ему палки в колеса, в прямом и переносном смысле. Да, есть бури и пустыня, но они происходят сами по себе, но не в пику персонажу. Для сравнения предлагаю вспомнить гениальное произведение «Армагеддон», где астероид специально начинал разваливаться, создавая для героев новые опасности.

The-Martian_2015-37

Так что при всем желании, это не кино про попытку одного человека покорить непокорное. Это фильм про попытку одного человека остаться собой на пустой планете. И даже когда что-то происходит, то это не Марс подкладывает свинью персонажу, а лишь природа, пускай и инопланетная, ведет себя как природа. Так может, это сражение человека против себя? Против человеческой природы? Если вдуматься, тут можно обнаружить интересную особенность фильма: тут нет антагониста.

Планета не является противником персонажа, скорее полигоном, где он должен себя показать. Коллеги на корабле «Гермес» его уважают и готовы на все, чтобы его спасти. На Земле нет какого-нибудь классического чиновника-бюрократа, который не согласен одобрить спасательную операцию. В NASA, все сотрудники изо всех сил пытаются спасти Марка Уотни. Даже Тедди (Джефф Дэниэлс), если иногда и кажется, что он противник всей авантюры, в конечном итоге просто ведет себя как нормальный человек: он сомневается и переживает, но не из-за своей работы и теплого места. Нет. Он просто боится, что неудача может на годы приковать человечество к Земле, лишить его возможность открывать космос. Он хочет, чтобы люди и дальше летали, а провал может лишить их такой возможности.

Так о чем, собственно, это кино? Да все просто. Фильм, лишенный конфликта и противника, начинает нам показывать нормальных (пускай и очень умных) людей, любящих свое дело. Без спасения мира, глобальных катастроф и миллионов жизней на кону. На кону всего одна жизнь, но именно она объединяет человечество. В наше время, когда каждый день мы видим  очередной провал человечества (смерть, войны, разрушения, обман, ложь, вот это всё), «Марсианин» честно демонстрирует: нам есть еще, куда стремиться. Не все так плохо, человечество способно к великим свершениям не ради приза или преодоления преграды, но просто потому что может. Честно и искренне.

Кому-то персонажи могли показаться ходульными или слишком обтекаемыми, но именно что показаться. Не лишенные изъянов, но не демонстрирующие их театрально, они на первый взгляд выглядят как копии людей. На самом деле из-за практически лазерной концентрации сюжета (спасти Мэтта Дэймона), им нет возможности показывать свои темные стороны. У них есть цель, задача. И именно в решении этой задачи можно их полностью рассмотреть. Ведь даже когда Марк Уотни впервые окончательно осознает, что остался один, в нем нет злобы: он понимает, почему его оставили, и не винит коллег. В «Марсианине» почти нет места злу, зато полно места для героизма, силы духа и обычной человеческой решительности.

Как правило, циничные кинематографисты относятся к кино как способу указать на все недостатки человечества. Из года в год они снимают свои «зеркала», где вроде как без прикрас и сурово показывают нам, как все плохо. И очень редко появляется фильм, который с таким же успехом рассказывает, что проблемы есть, но это не значит, что мы должны опускать руки. Потенциал есть, главное немного побороться. В прошлом году было «ЛЕГО муви», только за желтыми фигурками и веселыми песнями некоторым не удалось рассмотреть послание. Слова про дружбу и креативность затерялись среди шуток про мертвых родителей Бэтмена. «Марсианин» в этом плане гораздо откровеннее: он открыт, как ландшафт красной планеты. Все просто и понятно: есть еще люди, они любят и знают свое дело, и если их не истребить ради своих меркантильных целей, то, возможно, у человечества есть шанс. Как и у одинокого астронавта на Марсе.

nuevas fotos pelicula mision rescate 3

Заметьте, я специально не называл Марка Уотни героем. Мало того, что он сам к себе так не относится, так он и не совершает никаких героических поступков. Он делает что должен, чтобы остаться в живых, не более того. С привычной точки зрению герои данной истории это ученые NASA и команда «Гермеса». Вот им приходиться преодолевать сопротивления для достижения своих целей.

Конечно, ничто не мешает  рассмотреть в «Марсианине» лишь четыре сотни шуток про картошку или набор технологических ляпов (насколько мне известно, самые крупные нарушители это ядовитая почва и сила ветров Марса). Или смотреть на фильм как на простую американскую агитку (русских даже не позвали), хотя показано, что NASA сами по себе с задачей до конца не справились, нужна была помощь коллег из Китая. Но это очень странный подход к кино, особенно к такому, не побоюсь этого слова, духоподъемному.

В конечном итоге главное — человечество. И оно, несмотря на все недостатки, способно пробиться к звездам. «Марсианин» кино не про картошку, но желание и борьбу за возможность вырастить эту самую картошку. Не просто про космос, но про силу человеческого мозга, который может покорить его. Может быть это похоже на бредни старой развалины, распустившего сопли при виде человека, зажигающего под Донну Саммер. Только я буду честно радоваться, если больше фильмов не просто вспомнят про свои эскапистские корни, не просто будет показывать светлое будущее, но и напоминать, что нам есть куда стремиться и у нас есть возможности. Хотя это не значит, что я перестану смотреть фильмы про глобальные разрушения и настоящую победу героизма над Злом.

Я обычный человек, что тут попишешь.

Мы в Facebook: https://www.facebook.com/redrumers
Мы Вконтакте: https://vk.com/redrumers
Мы в Twitter: https://twitter.com/theredrumers

2 thoughts on “За горизонтом «Марсианина»

Add yours

  1. разрешите не согласиться. все-таки в «марсианине», как и в недавней «гравитации» антагонистом выступает именно стихия (немного расширим понимание слова «стихия» — планета и космос формально ею не являются). вы говорите, что она не слишком сильно бросается на героя, значит конфликта нет. но это не так. вполне достаточно того, что она безразлична к его выживанию, а значит враждебна. это не значит что планета «плохая», антагонист вовсе не обязательно должен быть злодеем. марс противодействует герою просто потому что он не земля. (в книге, кстати, марс бросает на героя гораздо больше всего, в фильм просто все не влезло).
    сюжет же, и тут вы правы, действительно крутится вокруг крепости духа и несгибаемого оптимизма уотни. собственно таким и должен быть настоящий астронавт. замечательный контраст с фильмом «интерстеллар», где за каждым героем по полу волочилась трехметровой длины сопля.

    Нравится

  2. Ну не все же фильмы/сюжеты должны быть пропитаны самокопанием и самобичеванием, поиском своего места в этой вселенной. Согласна с автором статьи, что это фильм о силе духа, о том что нельзя оставлять надежду, верить в лучшее, даже если ты находишься там, где «никто не услышит твой крик».
    Фильм, как и книга, пропитан бескомпромиссным оптимизмом! И он также хорош, как и диско капитана Льюис!))

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: