«2001 год: Космическая одиссея»: Как маркетологи приняли самое нестандартное решение в позиционировании фильма

20001

Увидеть «Космическую одиссею» на большом экране — опыт, который хочется пожелать испытать каждому киноману. Ни один фильм о космосе и близко не подобрался к нему (автор пристрастен, имеет право), но давайте представим себя в 1968 году. Маркетологи студии MGM получили от Стэнли фильм и поседели. Как это можно было продать?

Пересказу фильм поддается с огромным трудом. Нет? А вы попробуйте. «Ну, короче там обезьяны находят монолит, а потом его раскапывают в будущем, а еще там есть злой компьютер „Нет, Дэйв, я не могу открыть эту дверь“, а потом ФИГАК и Дэйв старый уже и…»

Даже не пытайтесь. Посмотрите трейлер.

Маркетологи MGM явно решили совершить акт по пересказу фильма и вбухали в это три с половиной минуты. Надо сказать, что даже сейчас трейлер смотрится очень хорошо. Но мы-то с вами где-то в шестидесятых, там только-только прижились капитан Кирк и Спок, а Джейн фонда еще не вышла к зрителям в образе сексуальной футуристической авантюристки.

Конечно, общество уже было знакомо с фантастикой, но уж точно не с такой, как ее представил Стэнли Кубрик. Сай-фай был синонимом малобюджетного трэша (привет, Эд Вуд!), но никак не серьезного кино. Стивен Спилберг не зря называет «Одиссею» «Большим взрывом научной фантастики». До 1968 года на жанре изрядно потоптались страхи холодной войны. «Клаату барата никто», летающие тарелки, человеческая мутация, японские кайдзю — вот это всё.

2001

В общем, зритель был совсем не готов к Кубрику и его экспериментам в космосе. Картину приняли ужасно. Кто-то называл ее «визуальным оргазмом», но не забывал добавить, что «смысла, конечно, в ней ноль». Среди отзывов были такие: «Впервые вижу картину, которая целиком и полностью отражает видение одного человека», или «Вы и ваша команда — гениальна». Было и такое: «Моя вера в MGM уничтожена» и «требуем объяснений от вас или от джентльмена, написавшего сценарий».

Один пастор, например, написал: «Несмотря на то, что я не понял полностью картину, у меня создалось впечатление, что жизнь начинается из бесконечности (с Господа) и завершается в том же виде». Нет ничего удивительного, что картина подействовала на многих религиозных людей, сравнивших увиденное с божественным опытом.

Премьерные показы пришлись на апрель 1968-го. «Одиссею» можно было увидеть с 70-мм пленки в кинотеатрах системы Cinerama — с огромными выгнутыми экранами. Широкий прокат фильма начался в январе 1969-го.

2001-1

И тут в маркетологов MGM вселился инопланетный слизень, и они приняли, пожалуй, одно из самых нестандартных решений в истории кинопозиционирования.

Они решили, что «2001 год: Космическая одиссея» это кино для всей семьи. Казалось бы — что за бред? «Нуклеарной семье» как раз не хватало монолитов Кубрика.

Режиссер получал горы писем от зрителей. Вот, например, одна женщина в августе 1969-го отвезла свою семью в кинотеатр на открытом воздухе. Там она получила дабл-фичер в виде мультика «Винни Пух и ненастный день» и… «Космической одиссеи». Причем по какому-то удивительному совпадению звезд, кинотеатр решил первым делом показать Кубрика. До Винни Пуха дети не досидели: «На прекрасном голубом Дунае» усыпил их лучше всякой колыбельной. Вот что пишет рассерженная мать: «Бессмысленные и не связанные между собой картинки, снятые режиссером-любителем, которые наносят оскорбление искусству, согласованности, реальности космоса и кошельку». Она требует от Кубрика: «Или дайте мне вразумительное объяснение увиденного или верните 3 доллара 50 центов, что я заплатила!» Свое письмо женщина подписала: «Бывшая любительница кино».

Тут надо отметить, что билет на обычный сеанс стоил $1.42, но учитывая, что «Винни Пух» начался где-то в районе 23 часов, до него досидели немногие семьи.

2001-2

Но что же дети?

Пятнадцатилетний школьник был настолько обеспокоен реакцией критиков, что собирал публикации, по большей части прессы, изданной в Нью-Йорке. Затем он написал режиссеру: «С удовольствием докладываю, что 33 из них отличные, что гораздо больше не очень хороших рецензий». 14-летний мальчик писал режиссеру: «Конечно, вы уже знаете, что говорят критики. Так вот, я скажу вам: к черту критиков!»

Хммм. Может, слизень, был не так уж и прав?

Письма Кубрику показывают, что позиционирование было не таким уж и неверным. «Я рекомендую вашу картину всем прихожанам, особенно тем, у кого есть дети-подростки, поскольку в отличие от многих фильмов с насилием, ваше кино образец цельного и прекрасного развлечения», — это еще один пастор.

Девочка 10 лет: «Мы с классом пошли в кино на „Одиссею“. нам очень понравилось, но мы мало что поняли». Далее девочка приводит целый список озадачивших ее сцен. Другая школьница пишет, что ходила вместе с классом по биологии, и теперь они хотели бы организовать дискуссию о фильме при поддержке учителей. 13-летний мальчик посмотрел «Одиссею» шесть раз и радует режиссера: «Сейчас я пишу подробное исследование фильма».

«Космическая одиссея» вовлекла зрителей в односторонний диалог с режиссером — они писали о своих тревогах, требовали объяснений, ругались, радовались, восхваляли, проклинали. «Моя 11-летняя дочь купила нам с женой билеты на ваш фильм в качестве подарка на годовщину свадьбы. После фильма дочь плакала, что зря потратила деньги». Однако самая большая порция писем, полученных Кубриком, стала отнюдь не критика и даже не просьбы объяснить картину. Вместо этого зрители делились своим опытом просмотра, и рассказывали, как фильм повлиял на них.

Одна студентка начинает свое письмо комплиментом: «Никогда не писала „фанатских писем“ такого рода, но похоже, что во время ухудшения искусства, социума и политики, столь блестящие произведения не должны оставаться без внимания».

И, разумеется, зрители признали в «2001» главный сай-фай фильм, когда-либо снятый. Письмо 14-летнего мальчика: «Самое время было снять современную научную фантастику. Меня уже задолбали здоровенные монстры из космоса». И вот вам еще один прекрасный пример от 11-летнего ребенка: «Посмотрев „Космическую одиссею“, я захотел проектировать космические корабли».

2001-3

Вот это и есть сила искусства. Она движет нами, заставляет развиваться, принимать совершенно неожиданные решения. Не знаю, стал ли тот мальчик инженером по кораблям, но кругозор его Кубрик точно расширил. Поэтому детям очень важно смотреть самое разное кино. Не прячьте от детей классику — пусть смотрят хоть Кубрика, хоть Бергмана, хоть Феллини. Она обязательно вдохновит их на что-то.

А если вам захочется почитать полный отчет о том, какова была реакция зрителей на «Одиссею», почитайте отчет Питера Крамера вот здесь, если знаете английский, там много интересного.

Мы в Facebook: https://www.facebook.com/redrumers
Мы Вконтакте: https://vk.com/redrumers
Мы в Twitter: https://twitter.com/theredrumers