«Трамбо»: Голливуд, паранойя, «черный список» и хэппи-энд

cranston_trumbo

Каждый раз, когда вы смотрите «Римские каникулы», вспоминайте Далтона Трамбо. На самом деле, он является одним из сценаристов этого волшебного фильма, а не только Иен МакКлеллан Хантер (это он получал «Оскар» вместо Трамбо). Имя опального сценариста в титрах восстановили только в 2011 году, то есть спустя 58 лет после выхода романтической комедии с Одри Хепбен и Грегори Пеком.

Далтон Трамбо входил в так называемую «голливудскую десятку» продюсеров, режиссеров и сценаристов, оказавшихся в «черном списке» из-за своих политических убеждений. Практика охоты на ведьм в Голливуде началась в конце сороковых. Созданная Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности допрашивала всех деятелей шоу-бизнеса, на кого падала тень. К концу сентября 1947-го HUAC (далее будем именовать Комиссию родной аббревиатурой) обнаружила аж 79 человек, якобы причастных к подрывной деятельности в Голливуде. Только 10 из них предстали перед Комитетом. Это и была «голливудская десятка».

Далтон и Клео Трамбо на слушаниях в HUAC
Далтон и Клео Трамбо на слушаниях в HUAC

Первый «черный список» увидел свет 25 ноября 1947 года (интересно, что именно 25 ноября «Трамбо» выходит в широкий прокат в Америке). Теоретически быть коммунистом не возбранялось, так что расследования HUAC были совершенно некорректными. Однако пропаганда свое дело сделала, и Трамбо, в частности, пришлось отсидеть 11 месяцев в тюрьме, после чего найти работу было очень сложно. Но Далтон не унывал. Он писал под псевдонимами, писал сценарии совершенно трешевых фильмов, делал всё, лишь бы удержаться на плаву. Он уехал в Мексику, где написал аж 30 сценариев («Все они были говёнными», — скажет потом Трамбо), разумеется, не под своим именем.

Постепенно американская паранойя сходила на нет. Во многом помог режиссер Отто Преминджер, который нанял Далтона для работы над библейской лентой «Исход» и указал его настоящее имя в титрах. В 1960-м Кирк Дуглас нанял Трамбо для перелицовки сценария «Спартака» — и как раз это событие считается началом конца «черного списка».

Теперь, говоря «черный список», мы, скорее, вспомним о ежегодном списке сценариев, которые продюсеры считают перспективными. Но «Трамбо» Джея Роуча вернет зрителям более мрачное значение этого словосочетания.

Брайан Крэнстон и Дайан Лэйн в фильме Джея Роуча
Брайан Крэнстон и Дайан Лэйн в фильме Джея Роуча

В фильме Далтона Трамбо играет Брайан Крэнстон, постепенно выбирающийся из тюрьмы под названием «тот лысый из Брэйкинг Бэд». Актер теперь участвует в крупных проектах, а за роль Трамбо может претендовать на награду. Мы хотя бы помечтаем, потому что Крэнстон заслуживает всех наград мира.

Вот что говорят создатели «Трамбо» о фильме.

Джей Роуч, режиссер

Прошло не так много времени с тех пор, когда актеры, сценаристы, режиссеры, продюсеры и студийные боссы отворачивались друг от друга и даже разрушали карьеры друг друга, не говоря о жизни. Удивительное время было. Всего несколько десятилетий назад. Пожалуй, меня всегда интересовало, как политики, ловко оперировали людскими страхами, чтобы уничтожить своих оппонентов, которые не являлись угрозой. Представляете, американские сценаристы через мэйнстрим-фильмы каким-то волшебным образом якобы воздействовали на зрителей, обращая их в коммунистов. И все это с одобрения студий. Какое-то наваждение, основанное на страхах. Всегда поражался, как распространялись чудовищные идеи.

Нам очень повезло с Брайаном, он большой энтузиаст своего дела, предан персонажу, которого играет. У них есть что-то общее! Брайан много думает, усердно трудится, и воплощает в жизнь идеи, которые ему небезразличны. Он одновременно серьезный и смешливый. И когда два таких персонажа накладываются друг на друга, осуществляется мечта режиссера!

Джон МакНамара, сценарист

Я лично знал четырех сценаристов из «черного списка», когда жил в Нью-Йорке. Для меня вся эта история до сих пор кажется неимоверной. Как такое могло произойти в Америке? Но это случилось прямо здесь, в Голливуде. Для меня это фантастика какая-то. Потому мне очень нравится эта история. Она невероятная, но совершенно правдивая.

Брайан Крэнстон (Далтон Трамбо)

Я работаю актером уже лет 36-37, и это моя индустрия, это наша индустрия, и то, о чем мы рассказываем, является пятном нашей индустрии. Но это также пятно на нашей стране. Какая-то часть правительства решила превысить свои полномочия и заставлять людей отвечать на вопросы под угрозой тюремного заключения. Гражданские права, свобода слова, право выбирать религию — все было попрано. Правительство не имеет права задавать такие вопросы. Был ли Трамбо членом коммунистической партии — не их дело.

Я очень тщательно прислушивался к голосу Трамбо, благо существует много записей — как аудио, так и видео. Но в них можно закопаться. И если сосредоточиться только на голосе, то можно покатиться по дорожке пародирования. И я всеми силами старался этого не делать. Далтон был очень эксцентричным человеком, человеком противоречивым, вспыльчивым и страстным. Конечно, это восхитительный персонаж, очень харизматичный и честный. На экране вы увидите сплав из всего, что я о нем узнал, увидел и прочитал о нем.

Представляете, как он печатал в ванной, когда пальцы все время норовили съежиться? И как нужно было рассчитать дозу алкоголя. прежде чем влезть в ванну и печатать! Он же сидел в ней по два-три часа, а потом сонно спрашивал: «А можно мне плеснуть еще горячей воды?»

Дайан Лэйн (Клео, жена Трамбо)

Еще живы люди, пережившие этот кошмар, и я лично знаю тех, чьи родители попали в «черный список». Они до сих пор носят этот… своего рода Криптонит. Гадко даже думать или говорить об этом. Чем больше говоришь, тем больше всплывает. Мне было знакомо имя Трамбо, но я не знала, что его не указали в титрах «Римских каникул». Я знала, что он написал «Храбреца», но не знала истории вокруг этой картины. Иногда надо вспоминать о таких событиях, чтобы помнить, что мы наделали и не повторять таких ошибок.

Брайан Крэнстон и Джей Роуч на сьемках
Брайан Крэнстон и Джей Роуч на сьемках

Элль Фаннинг (Никола Трамбо, дочь Далтона)

Я понятия не имела о «черном списке», пока не прочитала сценарий. Поэтому он меня шокировал — я не знала, что в Голливуде такое было. Не верилось, потому что в нашем обществе с пониманием относятся к разным мнениям.

Митци Трамбо (младшая дочь Далтона)

Будучи детьми, нам приходилось хранить очень много секретов. И нам рассказывали всё. Наши родители были очень открытыми людьми, рассказывали нам о всем, что происходило, о всем, что писал отец. Так что, когда мне было пять лет, я знала названия всех его фильмов. Но нужно было молчать и никому не говорить. Мне казалось это странным, но тайны сблизили нашу семью. Мы могли спокойно говорить друг с другом о чем угодно.

О чем еще говорят создатели фильма, можно прочитать вот здесь (конечно, на английском). Мы просто выбрали несколько фраз. Но знаете, что главное в «Трамбо»? Несмотря на всю уродливость этой страницы Голливуда, у истории Далтона счастливый конец. Как в жизни, так и в фильме. Пожалуй, такое бывает редко. Разве что в кино.

CANNES, FRANCE: American movie director Dalton Trumbo pose for photographer 17 May 1971 in Cannes as he presents his latest movie
CANNES, FRANCE: American movie director Dalton Trumbo pose for photographer 17 May 1971 in Cannes as he presents his latest movie «Johnny Got His Gun». Trumbo (1905-1976) was a victim of the anti-Communist witchhunt campaign instigated by John Parnell and Senator Joseph McCarthy between 1947 and 1954. In 1947 Trumbo was condemned by the HUAC (House Un-American Activities Committee) along with nine other Hollywood personalities. The group is known as the «Hollywood Ten». In the 1960’s Trumbo could work again under his real name thanks to the intervention of actor Kirk Douglas. (Photo credit should read AFP/Getty Images)

Мы в Facebook: https://www.facebook.com/redrumers
Мы Вконтакте: https://vk.com/redrumers
Мы в Twitter: https://twitter.com/theredrumers