Как журнал Playboy спас научную фантастику

hefner

Когда пару месяцев назад журнал Playboy решил прекратить печатать фотки с «обнажёнкой», многие умники натужно шутили — мол, неужели его кто-то еще и читает. Между тем, роль Playboy в истории современной американской литературе — тема для вполне серьезных диссертаций. 

Вот, например, история о том, как Хефнер и Playboy практически спасли научную фантастику.

Начальство отказывается поднять зарплату на пять баксов, поэтому 25-летний копирайтер Хью Хефнер решает бросить работу в журнале Esquire и попытаться выпустить собственный. Для настоящих мужчин. Заложив мебель и взяв в долг примерно 8.000 долларов (в первую очередь, у матери) Хью издает в декабре 1953 года первый выпуск журнала Playboy,  который очень быстро и успешно распродается. Так начинается легенда.

hugh_hefner_once_upon_a_time

В 1954 году Хефнер нанимает 30-летнего писателя Рэя Рассела  помощником главного редактора, отвечающим за обзор новой жанровой литературы. И Рассел, и Хефнер были на тот момент большими фанатами научной фантастики. Первый писал в этом формате для многих журналов, второй — был в 40-е постоянным читателем Weird Tales и даже состоял в Weird Tales Club. Интересы редактора и его помощника чертовски совпадали, поэтому с января 1954 года на страницах Playboy начинают появляться первые фантастические произведения. В январе — “Стервятник” Джона Кольера, с марта по май — “Фаренгейт 451” Рэя Брэдбери. Позднее в том же годы — новеллы Уильяма Хоупа Ходжсона, Чарльза Бофорта, Чарльза Шафхаузера и того же Брэдбери.

В 1956 году Хефнер приводит на место главного редактора А.С, Спекторского, который помогает журналу быстро и эффектно стать популярным в массах, а также привлекает на работу многих опытных журналистов и писателей. К тому моменту материалы и проза, которые соседствовали на страницах с порнографическими фотографиями, всегда были исключительно отборного качества.

В рядах любителей фантастики Playboy тоже очень уважали, ведь в эти годы профильные журналы либо закрывались, либо вынуждены были отказаться от ежемесячного выхода в печать. Майк Эшли в своей монографии “Превращения: История научно-фантастических журналов 1950-1970-х” пишет, что в конце десятилетия, когда фэндом переживал далеко не лучшие годы,  публикации в Playboy приносили авторам фантастики не только гонорары, но вместе с ними и репутацию серьезных, мэйнстримовых писателей.

В 1966 году Рассел уходит с работы помощника редактора и его место занимает Роби Маколи. В этом же году помимо публикаций в журнале он начинает выпуск ежегодных фантастических сборников под названиями типа

  • The Playboy Book of Science Fiction and Fantasy (1966);
  • Playboy’s Stories of the Sinister and Strange (1969);
  • The Dead Astronaut; The Fiend; From the «S» File (1970)  
  • The Fully Automated Love Life of Henry Keanridge (1971);
  • Last Train to Limbo (1971)
  • Masks; Transit of Earth; Weird Show (1971).

В 1972 году Спекторски умирает и на его место приходит Артур Кечмер, который приглашает на должность отборщика литературы для публикаций Элис Тернер. В Encyclopedya of Science Fiction написано: при Маколи и Тернёр журнал Playboy стал очень важной площадкой для всего фантастического жанра.

Playboy_2

На тот момент научная фантастика застряла в жанровом гетто, публикуясь год за годом исключительно в профильных изданиях типа Amazing Stories и Weird Tales. Из-за цветастых и кичевых обложек этих изданий, фантастика считалась чем-то типа порнографии. На полном серьезе. Её было совсем не респектабельно писать. Да и читать тоже совсем не понтово.

Считается, что журнал Хефнера как раз и помог жанру вырваться из этого клозета в мэйнстрим. Playboy был невероятно популярным и репутация у него, несмотря на специфический контент, была чрезвычайно высокая за счет материалов и текстов, которые попадали на его страницы. К началу 70-х у журнала Playboy было около 7 миллионов подписчиков. О подобном количестве читателей не мог мечтать в то время ни один писатель-фантаст.   

Артур Кларк. Урсула ле Гуин. Рэй Брэдбери. Ричард Матесон. Дж Баллард. Филип Дик. Майкл Крайтон. Харлан Эллисон. Роберт Силверберг. Маргарет Этвуд. Стивен Кинг. Джо Холдеман. Фрэнк Херберт. Дэн Симмонс. Дорис Лессинг. Джон Апдайк. Джойс Кэрол Оутс. Дэвид Фостер Уоллес. Все они писали для Playboy.

Turner-obit-master675

И отвечала за работу с авторами лично Элис Тёрнер. В январе 2015 года, в её некрологе для Washington Post, бывший плейбоевский редактор Брюс Клюгер вспоминал: она вела переписку со всеми литературными агентами и писателями, контролировала все правки, готова была биться за каждого выбранного писателя, будь то известного или начинающего, если в прессе вдруг появлялись негативные рецензии.

Отдельная заслуга Тернер в качестве редактора-отборщика еще и в том, что с 1980 по 2000 год она смогла сохранить на плаву также формат фантастического рассказа. Не секрет, что написание короткой прозы уже давно вышло из моды. Крупные издательства всячески избегают публикации сборников рассказов. У Тёрнер же было одно, но очень важное правило — рассказы должны быть привлекательны для массовой аудитории; у каждого должны быть четко выраженные начало, середина и конец; никаких передовых приемов или смелых экспериментов — качество и только качество.

Hugh-Hefner-Playboy

Хефнер однажды зашел к нам в кабинет, открыл журнал на центральном развороте с новой обнаженной моделью и сказал — а ведь без этого мы были бы всего лишь хорошим литературным журналом.

Мы в Facebook: https://www.facebook.com/redrumers
Мы Вконтакте: https://vk.com/redrumers
Мы в Twitter: https://twitter.com/theredrumers