Как изменились фильмы ужасов в 2015 году

Clipboard01

Фильмы ужасов — очень хитрый жанр. Кинематографистам приходится постоянно выискивать новые способы напугать зрителя, иначе фильм покажется пресным и застоявшимся. При этом нельзя забывать про прошлое и традиции жанра, ведь тогда хоррор может окончательно раствориться в инновациях и разочаровать поклонников. Неблагодарное это дело — пугать зрителя. Как и смешить.

Но 2015 показал, что есть еще мастера своего дела на селе. В этом году вышло несколько картин показавших, что хоррор — не просто тени по углам и выскакивающие из-за углом монстры, но и вдумчивые драмы, и вестерны и даже история отцов и детей. Эмили Годетт с сайта Inverse написала, как именно фильмы ужасов смогли изобрести себя заново. Но, поскольку в редакции экспертов по хоррорам не хватает, мы решили пригласить знатока со стороны. На помощь пришел сценарист/поклонник жанра/хороший друг сайта Сергей Бондарев, чтобы тщательно проверить заявления Эмили Годетт и высказать свое мнение.

Передаем слово Эмили. 

2015 запомнится как год, когда режиссеры и сценаристы фильмов ужасов, наконец-то, добрались до умных и внимательных зрителей. Пока рынок перегружен поделками Джейсона Блума («Астрал», «Судная ночь», «Синистер», «Паранормальная активность») кинематографистам пришлось использовать всю свою смекалку и познания, чтобы выделиться на их фоне.

Сергей Бондарев: Вот уже лет десять, как я свято, хоть и без фанатизма, соблюдаю новогоднюю традицию отсмотра всех хорроров ушедшего года, пропущенных по тем или иным причинам, — в праздники. Ибо ничто так не поднимает настроение и не вдохновляет, как хорошие хорроры, но ничто так его и не убивает, как хорроры бездарные, — хорошо, что вдохновляют не меньше на собственное творчество и идеи. В 2015-м, так получилось, на каникулы скопилась коллекция из 30+ хорроров-триллеров из категории «Спорное»: лучшее было отсмотрено за 2015-й в дни релиза. Раньше было больше. Поэтому авторитетно могу сказать: этот год задался, а автор статьи — придира еще тот. Называть Блума автором поделок, когда его компания (ведет денно и нощно офигенный хоррор-ресурс blumhouse.com, помогла маркетингу и продакшену мощнейшего «Убрать из друзей», спродюсировала гениальный триллер «Подарок» Джоэла Эджертона, побудила Шьямалана вернуться к жанру хоррора («Визит») и выдала на гора мощнейший Creep — я искренне не понимаю. Только за перечисленное Самозваному Королю Современного Хоррора можно простить и окончательно убитые сиквелами франшизы («Синистер 2», «Паранормальное 5», «Астрал 3»), и неудобоваримые жанровые масскульт-истории («Поклонник», «Видения», «Виселица», «Эффект Лазаря»). Если бы еще только Блум в промо-кампаниях предупреждал, какие фильмы он снимает для обычных людей, а какие — для продвинутых, было бы совсем здорово (шучу, ясно, этого нам не видать никогда). Но ведь реально большую просветительскую работу делает его компания, и ее информативный, полезный и напичканный массой полезных вещей сайт Blumhouse — тому самое живое подтверждение.

К ремарке «выделиться на их фоне» тоже есть вопросы, право. Жил ведь раньше жанр как-то без Блума и дальше будет жить своей параллельной жизнью, нас радуя. Поэтому к взгляд автора сразу показался то ли пессимистичным, то ли ангажированным, то ли не слишком профессиональным.

Смешение жанров

BONE TOMAHAWK

Создание хоррор-гибридов поддерживает в зрителе интерес, пока они не способны предсказать, на какие именно тропы опирается фильм. «Костяной томагавк» (Bone Tomahawk), будущий культовый хит этого года, начинается как привычный американский вестерн, не хватает только Клинта Иствуда в пончо. Но неожиданно во рту Курта Рассела оказывается кусок кости, и начинается кровавая баня. Финал фильма некоторые критики называют «самой жестокой сценой смерти в истории кинематографа»,  и зритель точно понимает: перед ним беспощадный хоррор-вестерн.

«Ночной кошмар» (Nightmare) — одновременно документальный фильм о сонном параличе и фильм ужасов о паранойе и иллюзии. «Багровый пик» (Crimson Peak) стилизован под классический готический романс, а «Мегги» (Maggie) — драма поколений, замаскированная под зомби-фильм, хотя сработала и так и так. Ирландско-британский «Давайте поохотимся» (Let Us Prey), монструозный жанровый гибрид, где весьма успешно переплетаются черная комедия, полицейская драма, классическое фэнтези и хоррор про религию. Определенно, заимствование способно положительно сказаться на популярности картины.

СБ: Я бы уточнил эту тенденцию следующим образом: «Неожиданное смешение жанров». Вестерн, документальное кино, фэнтези и полицейская драма с жанром хоррора раньше и впрямь как-то не особенно скрещивались. Ясно, что до «Томагавка» был Ravenous, а до «Кошмара» — та же «Комната 237» и позабытый многими референс «Четвертый вид», а также телеканалы ТВ3. Да и буквально в прошлом году мы видели «Избави нас от лукавого» Скотта Дерриксона с элементами полицейской докудрамы. Но, пожалуй, еще никогда прежде кинематографисты всей толпой, без сговору, не наваливались на эксперименты с применением новейших достижений евгеники, инспирированные смелостью авторов «Американской истории ужасов». Последнюю, кстати, убежден, и нужно «винить» в лучших жанровых киноэкспериментах года. За исключением, пожалуй, «Ночного кошмара», автор которого, самородок Родни Эшер, действительно с изяществом фокусника вернул хоррор на рельсы документального кино, экранизировав рассказы «говорящих голов» респондентов без предупреждения зрителей об уровне мастерства себя как хоррор-мейкера. С тремя камнями за пазухой режиссера (горячая тема, новаторское стилевое решение фильма, режиссерское мастерство) картина не могла произвести другого эффекта, кроме как водородной бомбы, мудро вброшенной через документалистов. «Костяному томагавку» в смысле задачи пришлось сложнее: вестерн не относится к числу актуальных для кинематографа жанров, и абстрагироваться от эксгибиционистских намерений автора было непросто. Тенденцию, кстати, подтверждают: «Под», «Дьявольский» (жанр + фантастика), «Страшные сказки», «Крампус», «Визит» и «Ведьма» (жанр + сказочные мотивы, историческая подоплека).

Захватывающая мизансцена
Crimson Peak

2015 стал годом потрясающих, богатых фильмов ужасов, отчасти благодаря возвращению Гильермо Дель Торо в вихре шелка. «Багровый пик», пускай и не самый страшный фильм года, до краев переполнен стилем. Призраки Дель Торо — сочные, ярко-красные, злодеи в элегантный нарядах и финальная развязка посреди бесконечной белой пустоты, лишь волосы Мии Васиковски и кровь добавляют цвета. Кадр из «Багрового пика» невозможно спустить с кадром из другого фильма.

Конечно, мизансцена не обязана быть столь оглушающей, как показал Дель Тор. «Оно» (It Follows), вышедший в широкий прокат этим летом, стал одним из самых красивых фильмов года, среди всех жанров. Гудящий, зловещий саундтрек обхватывал кадры, не боящиеся показаться статичными. Весь фильм, несмотря на выводящий из равновесия настрой, щеголял приглушенными тонами, грустная песнь о подростковом лете.

Австрийский хоррор «Спокойной ночи, мамочка» (Ich seh, ich seh), также вышедший в широкий прокат в этом году, порадовал поклонников артхауса. Мальчики-близнецы, молчаливая мать, замотанная в бинты и стерильный дом вместе собирали завораживающую картину страха. Среди других фильмов ужасов 2015 года, заметных благодаря своему уникальному визуальному стилю, стоит отметить «Из тьмы» (The Hallow) и «Ублюдок» (Creep), выжавший последние крупицы из жанра «найденных пленок».

Разрушение троп
WE-ARE-STILL-HERE_Larry-Fessenden

Современные поклонник хорроров лучше всех разбираются жанровых тропах и клише. Теперь, когда фильмы ужасов стали мейнстримом, любой может побороть Дрю Берримор из «Крика» в хоррор-познаниях. И это значит, что кинематографисты не могут использовать одни и те же сюжетные ходы снова и снова. Нынешние хорроры не могут выжить на одних только монстрах, выскакивающих из тени, и часто угождают зрителю переворачивая привычные тропы фильмов ужасов с ног на голову.

«Оно» разбирался с темой подростковой сексуальности в хоррорах. «Мы еще здесь» (We Are Still Here), история семейной пары после смерти сына, пускай и кажется обычным фильмом про дом с приведениями, было приятно смотреть благодаря уникальным главным героям.

СБ: Эта тенденция креативного характера преследует жанр из года в год, меняются лишь «объекты разрушения» и, слава богу, результаты — благодаря талантам, за них ответственным. В 2015-м независимые «Оно» с «Мы еще здесь» и впрямь перевернули новые поджанры (teen ghost horror & haunted house horror), отправив зрителя в путешествия по лабиринту из уже вроде бы хорошо знакомых «пугалок» и создав из них поистине уникальные аттракционы, непредсказуемые на каждом из витков развития историй. Я смотрел обе картины не однажды: неожиданность и свежесть они утрачивают лишь к 4 разу. Автор материала не вспомнил здесь о «Спокойной ночи, мамочка», хотя австрийский шедевр дебютантов-соратников Ульриха Зайдля определенно того заслуживает. Благодаря исходной претензии на драму отношений матери-детей в поле поджанра «злой ребенок», он выдерживает минимум два пересмотра: смотреть, как меняются твои ожидания от картины — отдельное удовольствие.

Совет: полегче с юмором

the-final-girls-taissa-farmiga-nina-dobrev-thomas-middleditch-alexander-ludwig-alia-shawkat

2015 году мы поняли, что «разрушение» жанровых троп не значит «высмеивание». Фильмы вроде «Оно» настолько нежно обошлись с привычными сюжетными ходами, что хоррор-комедии типа «Последних девушек» (The Final Girls) на их фоне смотрятся глупо и неуклюже. «Кутис» (Cooties) провалился, «Крампус» (Krampus) разочаровал, а «Визит» (The Visit), пожалуй, один из худших фильмов года.

2015 стал для хоррора страшным годом. Это, разумеется, означает, что заметными стали не комедийные гибриды, но серьезные фильмы с серьезным подходом. Последние несколько лет одни из самых значимых фильмов ужасов брали свое начало в комедии («Зомби по имени Шон», «Убойные каникулы», «Привязанные к дому», «Реальные упыри»), но, судя по всему, те дни прошли. Лучшие хорроры 2015 года были смешными, но не полагались только на шутки. Их увлекательно смотреть благодаря уважению кинематографистов к силе страха. Фильмам следующего года стоит прислушаться.

СБ: Добавлю, что именно по причине небрежного обращения авторов с юмором и «Последних девушек», и «Кутис», и тем более «Визит» (вот уж где юмор был вовсе не к месту!) смотреть действительно было непросто и обидно. Позволяешь себе непотребно шутить — будь добр, испугай нас следом до усрачки, не оглядываясь на рейтинг! Но дар убойно шутить и мощно пугать, как в «Реальных упырях» или в «Привязанных к дому» (из фильмов’2014) — привилегия далеко не всех подряд. С ремаркой о необходимости уважения кинематографистов к силе страха, упомянутой автором статьи, солидарен и продолжу: не только к силе страха, но и к подсознательному желанию каждого хоррор-зрителя как следует напугаться, испытать «хочу-отвернуться-но-не-буду-я-храбрец»-момент. Без уважения к последнему вообще никуда.

Не считает же Жора Крыжовников своих зрителей «вторым сортом». Не считал же Лео Габриадзе аудиторию Unfriended людьми с психическими отклонениями. Считаете их таковыми по-прежнему? Тогда, чтоб не потерять деньги инвесторов, нервы сценаристов и время зрителей, — выберите себе жанр с аудиторией куда менее взыскательной, поберегите себя, только не «играйте в хорроры», это ни капли не игрушки. А всем серьезно настроенным, несуеверным людям с крепкой психикой и временем для знакомства с современными, реально страшными аналогами-референсами — добро пожаловать в жанр, у него в России все наконец только начинается. Без шуток.

It-Follows-2587581

Другие тенденции от Сергея Бондарева:

  • Смерть torture porn вместе с «голыми королями» (Илай Рот, Ли Уоннелл). У когда-то мной любимого Рота 2015-й был неважнецким. «Зеленый ад» (досмотрели до середины) и «Кто там?» (пфффф) провалились у зрителей и критиков, сериал «К югу от ада» оказался пшиком. Вывод: жанр не терпит нарциссов и бракоделов.
  • Хоррор-короткометражки рулят. На сайте Shortoftheweek рекомендуем смотреть практически все, а если хотите полюбоваться на них в кино — то Utopia Pictures отважилась даже на релиз компиляций жанровых «коротышей» (Horror & Black Comedy).
  • Как только обнаружите, что вам нечего смотреть из полнометражных в жанре хоррор — мигом включайте «Американскую историю ужасов», «Эша против зловещих мертвецов» или «Крик» с «Королевами крика». Можете надкусить и «Салем» с веб-сериалами (о них отдельно). Пока дойдете до половины сезона каждого — сносное в формате полного метра появится обязательно! В следующем году американцы обещают утроенное число хоррор-сериалов, и ТНТ, по слухам, обещает что-то на русском для зрителей-патриотов.
  • Студийные семейные хорроры, стыдливо извиняясь перед независимыми, начинают править балом. «Ужастики» от Sony оказались классным осенним подарком для всей семьи; «Багровый пик» — пиршеством для глаз (ум и душа поспали); «Крампус» взорвал американский бокс-офис и скрасит нам Новогоднюю битву русских елочных блокбастеров друг с другом, а массовый релиз «Виктора Франкенштейна» радует уже тем фактом, что подростки когда-нибудь познакомятся и с первоисточником.
  • Не теряйте время на американцев и не ждите «русский бум» (он будет, но не в 2016-м, пока это лишь раскаты — в виде «Пиковой дамы»). Япония, скандинавские страны и Германия последнее время активизировались и серьезно. Грузить названиями не будем, чтобы совсем хоррор-гиками не прослыть, но в комментариях ответим всем интересующимся.

Мы в Facebook: https://www.facebook.com/redrumers
Мы Вконтакте: https://vk.com/redrumers
Мы в Twitter: https://twitter.com/theredrumers