Лебедь, рак и щука в «Большом Лебовски»

donny-sm

Сегодня в российский прокат выходит картина братьев Коэн «Да здравствует Цезарь!», и мы решили поделиться переводом теории из Reddit, автор которой считает, что у братьев больше фильмов про кино, чем вам кажется. В тексте есть спойлеры.

«Большой Лебовски» — странный фильм, да? В нём все черты абсурдистской комедии: рассказчик, общающийся с протагонистом и разбивающий «четвёртую стену», фильм в фильме, запутанный сюжет вокруг загадки, которой нет, и целый ансамбль странных персонажей.

Персонажи фильма запоминаются ещё и потому, что они будто приблудились из других лент. Без какого-то порядка, мы встречаем:

  • хиппи в возрасте, втянутого в переговоры о выкупе;
  • вспыльчивого и неравнодушного к оружию ветерана Вьетнама;
  • эгоистичного миллиардера-филантропа с тёмной тайной;
  • привлекательную художницу, которая ведёт себя как классическая femme fatale;
  • ковбоя;
  • соблазнительную порнозвезду на полставки;
  • гомосоциопатичного мастера боулинга;
  • трио умилительно психованных поп-музыкантов-нигилистов;
  • совершенно обычного парня, который хочет всего лишь сходить в боулинг с друзьями.

Замечаете что-то странное в последнем пункте списка?

Для начала, давайте сразу отметим: братьям Коэн явно нравится размывать границу между реальностью и вымыслом в этом фильме. Повторюсь, мы видим очень необычного рассказчика, который говорит не только со зрителем, но и с другими персонажами; наш протагонист видит себя протагонистом совершенно иного фильма (с иным набором титров); присутствуют вымышленный писатель (Артур Дигби Селлерс) реального сериала (Branded) и вымышленный порнофильм (Logjammin’), действие которого происходит в реальности фильма.

Также, им не привыкать складывать сложный сюжет, который на деле оказывается последовательностью случайных совпадений и дурацких недоразумений. В действительно абсурдистском духе, главная неожиданность фильма оказывается в том, что никаких неожиданностей не случается.

«Большой Лебовски» — это то, что получается, когда несколько персонажей осознают свои роли в истории без вменяемого сюжета, конфликта или развязки. Все они хотят развить сюжет, но у каждого своё понимание, в каком именно жанре их фильм, — и они железно уверены, что главную роль исполняют именно они.

Чувак верит, что он — свободолюбивый герой контркультурного фильма вроде «Беспечного ездока», не осознающий, что зрителей при его виде разбирает смех, а не чувство поддержки. Уолтер считает себя протагонистом серьёзной драмы о травмированных ветеранах войны, не понимая, как уморительны его тирады о Вьетнаме. Джеффри и Мод думают, что они играют в фильме-нуар (Джеффри — злодей, Мод — роковая женщина). Банни не сомневается, что снимается в порнографии. Нигилисты уверены, что у них главная роль в криминальной драме а-ля Тарантино, где звёзды — плохие парни. Странник убеждён, что находится в вестерне, даже бродя по Лос-Анджелесу девяностых. А Хесус Кинтана так неприятно себя ведёт, потому что считает себя главным злодеем картины, что становится ещё смешнее, когда он просто пропадает из сюжета без следа.

jesus-sm

А Донни? Донни постоянно выпадает из контекста с другими персонажами, потому что он единственный не пытается играть роль. Он постоянно недоумевает, почему мир вокруг него столь хаотичен, потому что он не ищет для себя сюжета — он просто хочет спокойно прожить жизнь.

На это намекают даже сложные взаимоотношения Донни с Уолтером: каждый раз, когда Уолтер выдаёт свою коронную фразу («Заткнись нафиг, Донни!»), это из-за того, что Донни произносит что-то совершенно нормальное для живого человека, но нелогичное для персонажа в фильме со сценарием (например, указывает на что-то, уже известное зрителям, задаёт вопрос, ответ на который зрители уже знают, подаёт реплику, нарушающую течение диалога и т. п.). Уолтер бесится, когда Донни произносит фразы, не продвигающие сюжет… потому что Донни не в курсе, что сюжет существует. Постоянно затыкая его, Уолтер пытается монтировать фильм прямо по ходу действия.

Порой Уолтер очень близок к явной констатации этого, насколько это можно без взгляда в камеру:

«Забудь, Донни! Ты не понимаешь, в чём участвуешь»

«Ты вне своей компетенции, Донни. Ты как дитё малое, приходишь в середине фильма и начинаешь спрашивать…»

Но событие, которое действительно подтверждает эту теорию, — смерть Донни в финале фильма. Эта смерть (от внезапного сердечного приступа) выглядит тем более сюрреалистично, что нарушает все сюжетные правила: она приходит без предупреждения, не продвигает сюжет, до смешного банальна, и случается с самым незначительным персонажем. Всё потому, что смерть Донни происходит не по сценарию; она приводит к финалу фильма, потому что нарушает весь его ход.

Как ни странно, его смерть выглядит так, как она случается в реальном мире. Как и у нас, смерть часто внезапна, она не всегда эффектная или осмысленная, и порой вынуждает скорбеть по людям, которые не слишком нам важны.

Это ощущается в сцене похорон. Уолтер не находит слов, когда пытается произнести надгробную речь, потому что не знает о Донни ничего вне сюжета фильма. Единственное, что он смог вспомнить под давлением, — что тот любил сёрфинг. На похороны не пришла семья Донни, ведь как у незначительного персонажа, у него не было предыстории. Во время своей речи Уолтер перескочил на тему войны во Вьетнаме, потому что — учитывая его роль «истёрзанного ветерана» — это единственное, что он знает.

BigLebowski_216Pyxurz-sm

После беспощадно случайной смерти друга Уолтеру и Чуваку приходится признать бесцельность жизни в рамках сценария, и они решают бросить поиски сюжета и просто насладиться обществом друг друга. Вот почему они обрывают напыщенные речи в финальной сцене и уходят сыграть ещё партию в боулинг.

В закрывающей речи Странник уверяет нас, что жизнь Чувака продолжится, даже без какого-то сюжета, дающего ему конкретные цели. Чуваку не выпало эпическое приключение, и нет злодея, которого нужно победить, но ему — как и всем нам — дана жизнь, которую он может лишь прожить. Так что даже когда история завершена, жизнь продолжается.

И Чувак живёт.

TL;DR: Донни — единственный персонаж, который не ведёт себя, будто у него есть жанровая роль, и он выглядит бестолковым, потому что не пытается продвигать сюжет. Его смерть смешивает весь сюжет фильма, отчего Уолтеру и Чуваку приходится признать, что смысла в сюжете и не было.

Мы в Facebook: https://www.facebook.com/redrumers
Мы Вконтакте: https://vk.com/redrumers
Мы в Twitter: https://twitter.com/theredrumers